Статьи и презентации, полезные родителям дошкольников и младших школьников
НЕСКОЛЬКО БЕСЕД О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ У ШКОЛЬНИКОВ
Беседа 1. Первый раз – в первый класс
Беседа 2. О некоторых гигиенических требованиях к организации жизни ребенка в домашних условиях
Беседа 3. Каким должно быть рабочее место школьника
Беседа 4. Как предупредить развитие близорукости у школьника
Беседа 5. Здоровье и компьютер
Л.П. Сливина
Доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены ФУВ, ВГМУ
По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье ребенка на 50% определяется образом жизни.
Беседа 1. Первый раз – в первый класс
Для облегчения адаптации детей к школе, предупреждения у них нарушений здоровья в процессе учебы очень важны правильные, соответствующие возможностям ребенка условия обучения. С 1 сентября 2003 года вступили в действие новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, регламентирующие «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Учебные занятия для первоклашек проводятся только в первую смену и только при 5-дневной учебной неделе;
- В середине недели организуется облегченный учебный день, в день должно быть не более 4 уроков при продолжительности занятия не более 35 минут;
- В середине учебного дня проводится динамическая пауза не менее 40 мнут;
- Обучение проводиться, особенно в первом полугодии, без домашних заданий и бальной оценки знаний. Советы родителям первоклашек:
- Утром будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте а ошибки и оплошности.
- Не торопите ребенка. Умение рассчитать время – ваша задача. И, если это плохо удается, это не вина ребенка.
- Не отпускайте ребенка в школу без завтрака. Увеличьте в рационе питания количеств овощей и фруктов; продуктов, богатых белком, витаминами группы В (говяжьи печень и почки, желток, ветчина, гречка, бананы и т.д.)
- Отправляя ребенка в школу, пожелайте ему удачи, подбодрите , найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
- Встречайте ребенка после школы спокойно. Не обрушивайте тысячу вопросов, дайте ему расслабится. Если ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделится чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
- Если видите, что малыш огорчен, но молчит, не допытывайтесь. Пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
- Помните, что для ребенка, особенно в первое время, учительница, даже самая строгая даже не всегда справедливая – «самая, самая», и ваше негативное отношение к ее требованиям только затруднит ребенку его собственного определение в статусе ученика. Критерии того, что «можно», в что «нельзя», чаще определяются учителем. Отнеситесь к этому с пониманием.
- Всегда серьезно отнеситесь к просьбам ребенка помочь ему что-то сделать для школы, выполнить какое-то поручение учителя.
- Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил в отсутствии ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны и не торопится с выводами. Всеми силами семья должна поддерживать радостное, оптимистическое настроение ребенка, хвалить школу, учительницу и все события, связанные с процессом обучения.
- Постарайтесь найти в течении дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только своему ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими ленами семьи. В этот момент самыми важными должны быть его дела, заботы, радости и неудачи. В первые недели обучения желательно сузить круг общения вашего малыша. Просмотр телевизионных передач в эти дни может быть лишним.
- Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу воспитания решайте без ребенка.
- Помните, что для первоклассников критическими периодами в течении учебного года, когда учится сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность, являются первые 4-6 недель, конец второй четверти (примерно с 15 декабря),первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Если появились первые признаки нарушения адаптации (выраженное эмоциональное напряжение, симптомы невротизации и т.д.), проконсультируйтесь с врачом, может быть, вашему ребенку имеет смысл принимать дополнительно витаминно-минеральные комплексы, растительные адаптогены (например, экстракт элеутерококка) или проводить другие коррекционные мероприятия.
- Учтите, что и 7-летние дети любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности, не выяснять отношения и т.п.
Завтра у ребенка новый день, и вы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.
Беседа 2. О некоторых гигиенических требованиях к организации жизни ребенка в домашних условиях
Для школьника важнейшим элементом здорового образа жизни, обеспечивающим высокий уровень работоспособности, является строгое соблюдение гигиенически обоснованного режима дня.
Основные режимные моменты:
- Длительность сна – для детей 7 лет 11 часов ночью и 1 час днем; детей 8-9 лет – 10,5 часа (если у ребенка есть хронические заболевания или он часто блеет, необходим дополнительно 1 час дневного сна); детей 10 лет – 10 часов; 11-14 лет – 9 часов; 15-16 часов – 8,5 часа. Время отдыха ко сну для учащихся 1-2-х классов – 21.00; 3-6-х – 21.30 – 22.00; 10-11-х – 22.00 – 22.30.
- Обязательная утренняя гимнастика, желательно вмести с родителями (для ребенка, хотя бы пока не выработалась привычка, важен пример), затем водные процедуры.
- Пребывание на свежем воздухе – для младших школьников (1 – 4-е классы) суммарно 3-3,5 часа; для учащихся 5-9-х классов – 3,0 – 2,5 часа, 10-11-х – 2,5 – 2,0 часа.
- Правильно организованное питание. День школьника начинается с домашнего завтрака. Он должен быть плотным калорийным. Рекомендуются блюда, которые не сложно приготовить утром, сосиски, омлет, молочная каша, отварной картофель. Обязательно горячее питье – чай, чай с молоком, кофейные напитки (без содержания кофе и кофеина), горячий компот из свежих или сухих фруктов. Учащиеся 1-й смены завтракают обычно 7.30 – 8.00. Второй завтрак должен быть у детей в школе. Обязательно, причем горячий. К организации питания в школе существуют четкие гигиенические требования. Нельзя, чтобы между приемами пищи у школьника проходило более 3,5-4 часов. К сожалению, далеко не во всех школах организовано рациональное питание детей. Обедают дети дома после возвращения их школы. Обед состоит из закуски, первого, второго и третьего блюда (напитка). Первые блюдо – горячее (супы на курином, мясном, рыбном бульоне, можно вегетарианские, молочные), втрое – мясное и рыбное с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным), третье – соки, кисели, компот, целесообразно в обед давать свежие фрукты. Ужин (не позднее чем за 2 часа до сна) обычно состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных или яичных блюд. Непосредственно перед сном можно дать ребенку стакан кисломолочного напитка (кефира, простокваши, йогурта и т.д.). Важно, чтобы меню школьника было разнообразным. Целесообразно использовать в питании детей 2-3 раза в неделю рыбу, яйца, творог. В меню обязательно должны включатся свежие овощи, зелень, фрукты, ягоды (хотя 2 яблока в день), натуральные соки, витаминизированные напитки. При отсутствии свежих овощей и фруктов можно использовать свежезамороженные. Здоровым детям и подросткам школьного возраста можно давать хлеб, булочные и кондитерские изделия из муки грубого помола, изделия из ржаной муки, зерновые завтраки («мюсли»).
- Продолжительность приготовления домашних заданий. 1-й класс – до 1 часа (оптимально до 45 минут); 2-й – до 1,5 часа (1 час); 3-4-й – до 2 часов (1,5 часа); 5-6-й – до 2,5 часа (2-2,5 часа); 7-8-й – до 3 (2,5) часов; 9-11-й – да 4 (3) часов. Если ребенок не укладывается в эти соки, надо обязательно выяснить причину. Если ребенок учится в первую смену, то начинать самоподготовку целесообразно с 16.00 (после обеда и активного отдыха на свежем воздухе), когда у большинства детей отмечается второй подъем работоспособности. При занятиях во вторую смену – уроки делать только в утренние часы после завтрака и небольшой прогулки.
Беседа 3. Каким должно быть рабочее место школьника
Для ребенка надо выделить самое светлое место в комнате. Письменный стол лучше поставить у окна, чтобы свет падал на стол, или слева (если стол стоит торцом к окну), иначе тетрадь будет падать тень от правой руки и она окажется заметной. Освещенность комнаты снижается на 10-40%, если на подоконниках стоят высокие цветы или окна закрыты тюлевыми занавесями. При выполнении уроков в темное время суток необходимо включать не только общий источник света в комнате, но и настольную лампу мощностью не менее 60 Вт.
Размеры стола и стула должны соответствовать росту ребенка, а не возрасту, как думают некоторые мамы и папы.
Таблица 1
РАЗМЕРЫ МЕБЕЛИ
Рост ребенка, см |
Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, см |
Высота над полом переднего края сиденья стула, см |
100-115 |
46 |
26 |
115-130 |
52 |
30 |
130-145 |
58 |
34 |
145-160 |
64 |
38 |
160-175 |
70 |
42 |
Свыше 175 |
76 |
46 |
Следует обязательно обращать внимание на положение ребенка за столом. Неправильное положение ведет к нарушению осанки, способствует развитию близорукости, искривлению позвоночника. На фоне так называемого «рефлекса низко склоненной головы», когда зачастую расстояние от глаз до тетради или альбома не превышает 15 см, «омолаживается» развитие шейного остеохондроза, тяжелого заболевания, которое может в дальнейшем провоцировать даже развитие признаков стенокардии у человека. Спина должна касаться спинки стула (а значит, табуретка в качестве сиденья не подходит), предплечья до локтевого сустава – лежать на столе, ноги – на перекладине ли подставке, согнуты в коленных суставах под тупым или прямым углом. Высота стула должна равняться длине голени с прибавлением 2 см на высоту каблука (если он есть). Глубина стула – не менее 2/3 и не более ? длины бедра. Стол удобен для занятия, если он на 2-3 см выше локтя ребенка, стоящего около стола. Расстояние от глаз ребенка до книги или тетради соответствуют гигиеническим требованиям, если, поставив руку на локоть, ребенок кончиками пальцев касается виска. Между грудью и краем стола должна свободно проходить ладонь. Книгу при чтении нужно расположить под углом 45о (т.е. использовать специальную подставку – пюпитр). При этом расстояние головы школьника 8-9 лет от текста, расположенного на пюпитре, в среднем должно составлять 24 см; в возрасте 11-12 лет – 29 см, в более старшем возрасте – 30-35 см.
Для ношения книг младшим школьникам лучше покупать ранец с широким наплечным ремнем. Обязательно следите за весом ранца или портфеля. По гигиеническим нормативам вес учебников из расчета на один учебный день (без веса самого ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должен превышать для учеников 1-2-х классов 1, 2 кг; 3 (4)-го класса – 2,2 кг; 5-6-х классов 0 2,7 кг; 7-8-х классов – 3,7 кг.
Беседа 4. Как предупредить развитие близорукости у школьника
Снижение остроты зрения является распространенным нарушением здоровья среди школьников. В процессе обучения в школе распространенность нарушений зрения возрастает в 2-3 раза. По данным различных исследований, частота близорукости (миопии) у школьников 7-8 лет составляет 1-4,5%, а у выпускников школ достигает 20-25%. При этом в 6-8% случаев выявляется близорукость высокой степени, ведущая к выраженному нарушению зрения и резко ограничивающая возможности будущей профессиональной деятельности. Особенно неблагоприятна в связи с быстрым прогрессированием и частыми осложнениями близорукость, возникшая у ребенка до 10 лет.
Что же способствует развитию близорукости в младшем школьном возрасте?
- Наличие близорукости у родителей, особенно у обоих.
- Нарушения течения беременности и родов у матери, в особенности недоношенность ребенка.
- Наличие у ребенка заболеваний, связанных с нарушениями в системе соединительной ткани, в первую очередь сколиоза, плюс костопия, отставание в физическом развитии.
- Частые острые заболевания у ребенка и наличие хронических болезней, особенно хронического, часто обостряющегося тонзиллита.
- Малоподвижный образ жизни, ранняя склонность к неумеренному чтению.
- Привычка склонять голову к страницам тетради или книги.
Для предупреждения близорукости необходимо:
- При наличии в семье и у ближайших (кровных) родственников близорукости постоянно наблюдать ребенка у окулиста с самого раннего возраста.
- При появлении у ребенка хронических заболеваний необходимо проводить санацию очагов инфекций: удаление миндалин и аденоидов, лечение кариозных зубов, хронического тонзиллита и т.д.
- Проводить активную коррекцию плоскостопия, искривления позвоночника.
- Обеспечить достаточную, соответствующую возрасту двигательную активность ребенка: практиковать утреннюю зарядку (желательно выполнять вместе ребенком, т.к. детям нужен пример), пребывание на воздухе 2-3 часа в день, работы на садовом участке, занятия.
- Соблюдать гигиенические требования к организации рабочего места ребенка, правильно подобрав размеры стола и стула, обеспечив достаточный уровень освещения; контролировать правильность позы во время чтения, письма, рисования. Не в коем случае нельзя разрешать ребенку читать лежа, в транспорте. В транспорте постоянно возникают толчки, в связи с чем нарушается приспособление глаза к чтению книги, меняется рекомендуемое расстояние между глазом и текстом. Кроме того, освещение в вагоне, как правило, недостаточное. Отсутствие комфорта для зрения ведет к утомлению глаз, снижению остроты зрения, развитию сначала ложной, связанной со спазмом внутренних мышц глаза, а затем и истинной близорукости.
- Ограничивать просмотр телепередач. Допустимая продолжительность просмотра для детей младшего школьного возраста – 1 час, среднего – 1,5 часа, старшие школьники могут смотреть телевизор до 2 часов. Более продолжительный одномоментный просмотр у большинства школьников взывает неблагоприятные изменения в состоянии организма, в том числе в органе зрения. Чем младше школьник, тем раньше наступают эти изменения. После 2-3 часов отдыха они проходят, но если ребенок каждый вечер проводит у экрана телевизора, накапливается и переходит в переутомление, на основе которого могут возникнуть нарушения здоровья. Рекомендуется смотреть телевизор не чаще 2-3 раз в неделю, особенно младшим школьникам. Не следует ребенку смотреть телевизор сразу после окончания занятий в школе или после приготовления домашних заданий, чтения книги, т.к. нагрузка будет падать на те же самые анализаторы, те же самые участки головного мозга, которые были заняты предыдущей работой, что будет способствовать нарастанию утомления. Не очень хорошо для детей смотреть телевизор в день посещения театра, концерта, кино. Нельзя, чтобы ребенок смотрел целый день телевизор во время болезни. Смотреть телевизор нужно с расстояния не ближе 1,5-2 м от черно-белого телевизора и 2-3 м от цветного. Сидеть дальше 5-5,5 м от телевизора не рекомендуется. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Комната должна быть освещена верхним светом или настольной лампой, торшером и т.п., не находящимися в поле зрения и не отражающимися на экране телевизора. Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни закрывать окна легкими шторами, т.к. яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение. Если школьник носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть, чтобы не было излишнего напряжения зрения.
- Приучите детей через каждые 30-40 минут занятий 10 минут отдыхать; тем же, кто страдает близорукостью, 5-10-минутные перерывы необходимы через 20-25 минут работы, а при высокой близорукости (более 6 диоптрий) – после 10-15 минут работы не менее 10 минут отдыха. В эти перерывы обязательно выйти из-за стола, проделать 4-5 простых упражнений: несколько потягиваний, наклонов туловища вперед, назад, в стороны, потанцевать. Хорошо бы это делать при открытой форточке. Для расслабления мышц глаза, ведающих аккомодацией, полезно перевести взор от книги на дальние предметы за окном (деревья, небо, дом и т. д.) Такое упражнение способствует снятию зрительного и общего утомления. Наиболее физиологичным отдыхом для глаз является беспредметный взгляд вдаль. Это одна из причин необходимости обязательного включения в режим дня школьников любого возраста пребывание на свежем воздухе.
- Обеспечьте ребенку правильное питание. Установлено, что при близорукости в организме человека снижена усвояемость кальция, обнаруживается недостаток витамина Д, Р, аскорбиновой кислоты (витамин С), железа, меди, алюминия, кремния. Очень важна обеспеченность организма витамином А, который иногда называют «витамином для зрения». Витамины А и Д содержатся в таких продуктах, как печень, сельдь, желток яиц, сливочное масло. Витамин Р в больших количествах содержится в тех же продуктах, которые богаты и витамином С: в шиповнике, красном сладком перце, черной смородине. Так, суточная доза для ребенка витамина Р — 10—25 мг, а в 100 г черноплодной рябины его содержится 5500 мг, т. е. 10 г сока перекроют суточную потребность в 2—2,5 раза. В пищевой рацион ребенка необходимо включать морковь, чернику, творог, курагу, грецкие орехи, витаминные кисели или компоты. Как правильно приготовить витаминный компот? Ягоды отжать, сок отставить, а что осталось — сварить, процедить, положить по вкусу сахар, остудить и добавить отжатый сок. Непосредственно для правильного функционирования органа зрения в рацион надо вводить достаточное количество овощей и фруктов, особенно ярко окрашенных в красный и оранжевый цвета (в них содержится провитамин А). В осенний период хорошо в течение 2 недель через день давать ребенку от 5,0 до 100,0 г морковного сока в зависимости от возраста, желательно после приема пищи, содержащей жиры растительного или животного происхождения. Зимой можно повторить этот курс, чередуя прием морковного сока с отваром шиповника. Весной это могут быть отвар шиповника и сок цитрусовых (если у ребенка нет аллергии).
- Используйте возможности специфической профилактики близорукости, в частности упражнения для тренировки мышц зрительного анализатора.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ И БЛИЗОРУКОСТИ
Для учащихся 1-3-х классов
- И. П. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, – выдох. Повторить 5-б раз.
- И. П. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.
- И. П. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
- И. П. — сидя, смотреть прямо перед собой на предметы за окном 2-3 сек., поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 5-б раз.
- И. П. — сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
Для учащихся 4-11-х классов
- Упражнение № 2 для младших школьников выполнять 5-6 раз.
- Упражнение № З повторить 5-6 раз.
- И.П. – сидя, поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5-б раз.
- Упражнение № 5 для младших школьников повторить 4-5 раз.
- И. П. – сидя, смотреть прямо перед собой на предмет за окном 2-З сек., перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
- И. П. – сидя, закрыть веки. В течение З сек. массировать их кончиками указательных пальцев.
Очень полезны для глаз упражнения «метка на стекле». Ребенок становится у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. На этом стекле на уровне его глаз прикрепляется кружочек белой непрозрачной бумаги диаметром 3-5 мм (как конфетти). Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, он намечает какой-либо предмет (балкон, окно дома, дерево и т. д.), затем поочередно переводит взор то на метку на стекле, то на этот предмет. Время рассматривания должно быть минимальным. В первые дни число переключений взгляда должно быть не более 8-10 в течение 30 сек. При систематическом выполнении упражнений частота переключений постепенно доводится до 25-30, но при этом общая продолжительность упражнений должна составлять не более 1-1,5 мин. При однообразной работе (письмо, чтение) такие упражнения целесообразно повторять через каждые 20-25 мин. Такие упражнения рекомендуются всем школьникам, но особенно среднего и старшего школьного возраста, у которых увеличивается учебная, а значит, и зрительная нагрузка.
Помните, что особое значение в профилактике близорукости у детей имеет психологический микроклимат в семье. Ребенок чутко реагирует на нервозность родителей, Грубый окрик, несправедливое отношение к нему. В подобных ситуациях повышается тонус так называемой гладкой мускулатуры внутренней мышцы глаза, что способствует возникновению ложной близорукости, которая при наличии предрасполагающих факторов переходит в истинную.
Если у ребенка снижено зрение, проконтролируйте, чтобы в классе он сидел за первой партой (независимо от роста ребенка), в первом ряду от окна.
Беседа 5. Здоровье и компьютер
Не секрет, что в последние годы в жизнь наших детей все увереннее входит компьютер (ПК) — как средство обучения, как вид развлечения, как способ общения. Школьники «общаются» с компьютером в школе, у многих он есть дома, у кого нет — посещают компьютерные клубы, которых в городе множество.
При несоблюдении гигиенических требований к работе с ПК возможны негативные последствия для организма.
. Анкетный опрос старшеклассников, проведенный после работы на ПК, выявил у 70% из них жалобы на зрительное утомление, снижение остроты зрения, контрастной чувствительности и т. д. У школьников с нарушением зрения эти проявления были более выраженными. Окулисты даже ввели новый термин «компьютерный зрительный синдром». По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, самым частым следствием компьютерной зрительной нагрузки у детей и подростков может явиться ухудшение зрения со скоростью 1 диоптрия в год в основном при использовании дисплеев низкого качества и в первую очередь у детей с имеющими нарушениями зрения. Снижение остроты зрения влечет за собой снижение учебной успеваемости, а в дальнейшем возникают ограничения в выборе профессии и трудности социальной адаптации.Кроме того, при работе с ПК может иметь место риск развития отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата, что чаще всего проявляется в виде различных вариантов нарушения осанки. Интенсивное и длительное использование клавиатуры может стать источником заболевания рук, так называемая «травма повторяющихся нагрузок». В это понятие входят заболевания сухожилий, мышц, нервов кисти и предплечья. Наиболее часто возникает ущемление медиального нерва руки в результате опухания сухожилия при повторяющемся изгибе запястья. При этом длительность периода восстановления функции руки больше, чем при переломе кости.
Значительная зрительная и психоэмоциональная нагрузка, высокая концентрация внимания, статическое напряжение, которые имеют место при работе с ПК, вызывают у школьников общее утомление, особенно если у ребенка имеются какие-либо нарушения здоровья. Могут возникать астено-невротические состояния, характеризующиеся высоким уровнем тревожности, раздражительностью, головной болью, снижением памяти, депрессивными реакциями, нарушениями сна. В результате погружения в виртуальную реальность в сознании ребенка трансформируется картина мира, нарушаются процессы восприятия и понятийного мышления. Ритмические сигналы, исходящие от дисплеев, могут вызвать у детей приступы мимолетных перерывов в сознании или короткие приступы дурноты и удушья. Подобные расстройства обусловлены повышенной судорожной готовностью детского организма.
Следует подчеркнуть, что наибольший риск неблагоприятного влияние на организм ребенка представляют не учебные занятия на компьютере, а компьютерные игры с навязанным ритмом, в которые наши дети могут играть часами, забывая о еде, прогулках и т. д. В этом плане нужен жесткий контроль родителей.
Надо помнить, что неблагоприятное воздействие характера и условий работы на ПК может быть значительно уменьшено путем регламентации длительности работы, обеспечения оптимальных параметров микроклимата в помещении (проветривание, увлажнение воздуха), рационального освещения, оптимизации позы, использования физических упражнений для глаз, для профилактики общего утомления. Специальными исследованиями было установлено, что контролируемое и регламентированное компьютерное обучение с использованием качественных мониторов не оказывало отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья детей и даже способствовало развитию работоспособности, пространственной ориентации, наглядно-действенному мышлению.
Несколько советов:
При покупке компьютера обращайте внимание на наличие технического паспорта, сертификата соответствия и обязательно гигиенического сертификата; не рекомендуется использовать дисплеи с размером экрана по диагонали менее 31 см; клавиатура не должна быть жестко связана с монитором; поверхность клавиш должна быть защищена от стирания и иметь антибликовое покрытие;
- используйте защитные экраны для видеодисплейных терминалов;
- экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см, уровень глаз при вертикальном положении экрана должен приходиться на центр или 2/3 его высоты, линия взора — перпендикулярна центру экрана;
- рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ПК, не должна превышать для обучающихся в 1-4-х классах — 15 минут, в 5—7-х классах — 20 минут, в 10—11-х классах – 25-30 минут;
- компьютерные игры с навязанным ритмом — не более 1 раза в день продолжительностью до 10 минут для детей младшего школьного возраста; до 15 минут — для детей среднего и старшего школьного возраста. Нельзя играть в компьютерные игры перед сном.
В заключение хочется еще раз напомнить всем папам и мамам, что здоровье наших детей во многом зависит от нас, родителей. От нашего терпения, доброты, любви к ребенку, умения уважать его личность и конечно же от нашего умения организовать жизнь сына или дочки так, чтобы обеспечить их гармоничное развитие и предупредить развитие заболеваний.