Научно-практическая деятельность

ЛАБОРАТОРИЯ

системных исследований медико-психологических проблем

(далее “Лаборатория”)

В числе актуальных направлений развития специализированной медицинской помощи, оказываемой ГБУЗ “ВОДКПБ” является инновационная деятельность по внедрению результатов научных исследований в практику диагностики, лечения, реабилитации и профилактики несовершеннолетних.

Деятельность Лаборатории основана на положении о том, что современный этап развития теории функциональных систем представлен масштабными обобщениями и концептуальным осмыслением законов единства организма и окружающего мира, глубоким и плодотворным развитием фундаментальных и прикладных ветвей системно-информационного подхода, начало которого исходит своими корнями к имени его основателя акад. П.К. Анохина.

Системно-информационный подход открыл новые перспективы ранней диагностики нарушений психофизиологических функций в различных условиях жизнедеятельности человека.

В этой связи, актуальность организации “Лаборатории” видится в концептуальном осмыслении системно-информационной природы механизмов саморегуляции человека в норме и при психической патологии, а также методологическом обогащении существующего арсенала здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в сфере образования и производства.

Лаборатория системных исследований медико-психологических проблем организована в 2006 г. на базе кафедры общей и клинической психологии ВолГМУ и “Центра психического здоровья детей и подростков”.

В соответствии с представленной актуальностью проблемы Целью лаборатории является: Формирование теоретических, учебно-методических и практических системно-информационных основ для решения актуальных медико-психологических и медико-социальных проблем здоровья.

В этой связи основными задачами, направлениями деятельности Лаборатории являются следующие подразделения ее работы:

  • Теоретическое подразделение
  • Методическое подразделение
  • Практическое подразделение

 

Теоретическое подразделение

В рамках Теоретического подразделения научно-исследовательская работа Лаборатории ведется по следующим направлениям:

Приоритетным направлением теоретических исследований лаборатории является развитие системно-информационного подхода к анализу широкого класса явлений нормальной и патологически измененной жизнедеятельности человека в континууме от индивидуально-психологического (психофизиологического) до социально-психологического уровней ее реализации.

  1. Исследование системной организации различных аспектов психической деятельности человека, с разработкой экспертной системы диагностики функционального состояния процессов саморегуляции.
  2. Исследование функциональной структуры межличностных взаимоотношений в норме и психической патологии
  3. Исследование онтогенетических и гендерных закономерностей социально-психологическойадаптации школьников.
  4. Разработка модели интегративной психотерапии психических и поведенческих расстройств в детском и подростковом возрасте на базе системного подхода.
  5. Разработка, апробация и внедрение инновационных технологий доказательного управления в организации специализированной помощи на основе исследования системно-эпидемиологических аспектов психических расстройств детско-подросткового возраста.

 

Методическое подразделение

Данный раздел деятельности Лаборатории включает в себя решение следующих задач:

Повышение научной культуры студентов и школьников путем проведения тематических лекций, семинаров-обсуждений, мозговых штурмов. Консультирование по вопросам организации и проведении НИР школьников в рамках секции “Юный медик ВолГМУ”, студентов в рамках УИРС, аспирантов и соискателей при подготовке диссертаций. Решение методических вопросов оптимизации учебного процесса студентов ВолГМУ, курсантов постдипломного обучения ВГПУ посредством внедрения новых форм активного обучения.

 

Практическое подразделение

  • Разработка, апробация и внедрение результатов научно-исследовательской деятельности Лаборатории в практику работы медицинской, медико-психологической и медико-социальной служб в системе здравоохранения и образования.
  • Медико-психологические аспекты нарушения прав ребенка.
  • Клинико-эпидемиологические исследования медико-социальных аспектов психических расстройств детей и подростков.
  • Исследования структуры эмоциональных взаимоотношений личности ребенка в норме и психической патологии.
  • Исследование структуры социально- психологических факторов, определяющих агрессивное поведение несовершеннолетних.